Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2019 № 2 Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2019.45.67.004
УДК: 37.015.31
ББК: 74.480
А. Д. Бухалко ORCID
Cоискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены основные характеристики психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Охарактеризованы два уровня сопровождения: организационный и фасилитативный. Рассмотрены условия эффективности сопровождения как особого вида педагогической деятельности. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторские подходы к организации сопровождения иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза, к созданию психологически комфортной, благоприятной адаптационной среды.

Материалы и методы. Основным методом послужил анализ научной литературы по проблемам адаптации студентов в образовательном процессе, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Применена классификация теорий и подходов, их сопоставление на непротиворечивость и взаимодополняемость, а также обобщение педагогического опыта. Материалами служили диссертационные исследования последних лет, статьи в научных журналах.

Результаты. Автором уточнена теоретическая база организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в образовательном процессе современного военного вуза, дана общая характе-

 

ристика его научных основ, раскрыты некоторые условия их реализации на практике в современном техническом вузе.

Обсуждение. На обсуждение выносятся концептуальные положения о сущности, предмете, содержании и условиях эффективности психо-лого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе, которые автор использует для формирования педагоги-ческой модели сопровождения в своем диссертационном исследовании.

Заключение. Автором сделан вывод о достаточной степени разработки теоретической базы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в образовательном процессе военного вуза, при дефиците практических инструментов работы со студентами.

Ключевые слова

иностранные студенты, адаптация, образовательный процесс, сопровождение

Основные положения

– наиболее эффективным видом взаимодействия с иностранными студентами в период их адаптации является психолого-педагогическое сопровождение;

– психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к обучению — это системный компонент образовательного процесса вуза, целенаправленная, планируемая и особым способом организованная совместная деятельность его субъектов, обеспечивающая благоприятные условия для как можно более быстрого и безболезненного протекания адаптационных процессов в учебной деятельности (с учетом особенностей технического образования), образовательной среде российского вуза и российском поликультурном пространстве;

– основными содержательными блоками психолого-педагогическо-го сопровождения адаптации иностранных студентов в российском техни-ческом вузе на организационном уровне являются: развитие воспитатель-ного пространства вуза; ликвидация образовательных дефицитов; органи-зация интенсивного социального и образовательного взаимодействия;

– на фасилитативном уровне в сопровождении задается характер вза-имодействия субъектов образовательного процесса, характеризующегося


наличием совместной деятельности субъектов по обеспечению адаптационных процессов; высоким воспитательным потенциалом учебных групп; активностью и самостоятельностью самих иностранных студентов.

Цитировать публикацию

Бухалко, А. Д.  ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ [Текст] / А. Д. Бухалко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2019. — №  2. — С. 56-69. — DOI: 10.25588/CSPU.2019.45.67.004.

Библиографический список

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 63–81

2. Асриев А. Ю., Маврин С. А. Технология педагогического сопровождения раз-вития военно-профессиональной направленности личности воспитанников суворовс-ких военных училищ и кадетских корпусов : монография. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009. – 134 с.

3. Бедерханова В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога : дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Краснодар. 2002. – 413 с.

4. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. – 294 c.

5. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. М. : Народное образование. 2003. – 448 с.

6. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. Москва : МИРОС, 2001. – 206 с.

7. Поляков С. Д. Технология воспитания. Москва : Книга по требованию. 2003. – 144 с.

8. Молодцова Т. Д. Проблема психологического сопровождения студентов в учебно-воспитательном процессе вуза : монография. Таганрог : ТГПИ им. А. П. Чехова. 2013. – 162 с.

9. Мороз Л. В., Соколов В. В. Педагогическое сопровождение в системе высшего образования (теоретические и практические аспекты) : монография. Вологда : Вологодский государственный университет, 2016. – 119 с.

10. Психолого-педагогическое сопровождение высшего образования / Петушкова О. Г. [и др.] : монография. Уфа : Аэтерна, 2015. – 201 с.

11. Якоцуц О. Л. Многоуровневое психологическое сопровождение : монография. Абакан : Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова. 2010. – 170 с.

12. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / Classes.ru : [сайт]. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-3957.htm (дата обращения 20.03.2019)

13. Словарь синонимов / Cловари и энциклопедии : [сайт]. URL: http://www.en

dic.ru/ozhegov/Blagoprijatnyj-1815.html (дата обращения 20.03.2019)

14. Колесникова М. В.; Маврина, И. А. : монография. Омск : Издательство ОмГПУ, 2011. – 86 с.

15. Пищулин Н. П., Ананищев В. М. Образование и управление. М. : Жизнь и мысль, 1999. – 296 с.

16. Цецорина Т. А. Организация образовательного процесса в школе на основе ресурсного подхода: дис. ... канд. пед. наук по специальности 13.00.01. Белгород. 2002. – 172 с.

17. Томилов Н. А. Сибирское субконтинентальное цивилизационное прост-ранство: реалии и перспективы : материалы Сибирского исторического форума «Социокультурное освоение Сибири», г. Красноярск, 2-5 декабря 2014 г. – Красноярск : Резонанс, 2014.. С. 41- 47 – 304 с

 

18. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. М. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. – 132 с.

19. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск : Харвест, 1998. – 800 с.

20. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 1982. – 285 с.

21. Резинкина Л. В. Сопровождение непрерывного образования взрослых в муниципальной территории: дис. ... докт. пед. наук по специальности 13.00.01. Великий Новгород. 2017. – 410 с.